
Кресла: экскурс в историю и современное наследие
История мягкой мебели – увлекательнейшее путешествие в глубины времени, своеобразное и полезное. Например, известно ли вам, что ультрамодные деревянные стулья-кресла без мягких элементов не инновация, а скорее возвращение к самым истокам? Первые в истории кресла были отнюдь не мягкими. Троны властителей древних цивилизаций – Древнего Египта, Месопотамии, Эллады – представляли собой стулья с подлокотниками из металла или дерева, настолько богато украшенные золотом и драгоценными камнями, что сидение на них вряд ли могло доставить удовольствие. Зато престижность мебели заложена исторически: не потому ли жесткие кресла из массива всегда позиционируются как VIP-изделия?
Покрывать кресла важных персон материей или ценным мехом начали только римляне, известные сибариты. Концепцию кожаной обивки разработали голландские мастера в XVI веке. И лишь когда этим видом мебели заинтересовались ценящие удобства французы, а затем респектабельные англичане, кресла стали мягкими и по-настоящему удобными.
Классифицируют кресла по разным признакам: стилистике, типу и способу обивки, материалу, назначению; но главным критерием все же остается форма спинки и сиденья. Самые комфортные виды кресел были изобретены в XVIII веке во Франции, при Людовиках XV и XVI; пару моделей добавили английские мебельные мастера того же времени. И здесь выясняется интереснейший факт: базовые конструкции почти без изменений прошли сквозь века, чтобы сегодня послужить основой для 90% мягкой мебели, причем не только классического, но и современного дизайна.
Бержер – прадедушка современных моделей
Очень и очень многие кресла для кафе, ресторанов, офисных зон отдыха, домашних гостиных – потомки бержера, одной из самых удачных моделей мягкой мебели, появившейся во Франции в эпоху Людовика XV.
- Для berger типично глубокое сиденье, прямая или анатомически выгнутая спинка и сплошные подлокотники-бортики, часто составляющие единое целое со спинкой.
- Кресло словно «обнимает» человека с трех сторон, обеспечивая комфорт.
- Немаловажна и технологическая составляющая: обивку для таких кресел легко раскраивать и шить.
Пикантной разновидностью berger-классики является бержер с «ушами» – утолщениями-крылышками в верхней части спинки, чуть загнутыми вперед. У легендарной модели есть и другие модификации, но любые изыски затмевает бержер-монгольфьер (кресло-купол, Помпиду), похожий на половинку разрезанной вдоль гондолы. Подлокотники крепятся внутри к стенкам кресла, спинка объемным куполом смыкается над головой сидящего.
Впрочем, у наших современников форма мебели скорее вызовет ассоциации с космическим скафандром или индивидуальной капсулой. Несмотря на откровенную вычурность, бержер-монгольфьер можно встретить в дорогих кафе: это отличный способ создать обстановку приватности, ощущение закрытого личного пространства, визуально «изолировать» посетителя от внешнего мира.
Кабриолеты и кресла а ля рейн
Изящной легкостью славятся кресла cabriolet, яркий пример французской дворцовой мебели XVIII века.
- Открытый деревянный каркас, обтянутые дорогой тканью подушки, мягкие накладки на гнутых подлокотниках – типовые признаки модели.
- Кабриоль мгновенно узнаваем по слегка изогнутой спинке в виде медальона, гондолы (овал с заостренным верхом), виолончели (срезанный овал), «приталенной» трапеции.
- Эргономичная конструкция помогает человеку, сидящему на стуле, сохранить прямую красивую осанку: сегодня кабриоли, как и двести пятьдесят лет назад, используются в составе обеденных групп, установленных по центру помещения.
В отличие от cabriolet, кресла a la Reine расставлялись вдоль стен. Как утверждают историки, модель «в стиле королевы» была создана по личному требованию венценосной Марии, жены Людовика VI. Характерная деталь – немного наклоненная назад, кокетливо сужающаяся к сиденью спинка. На такой мебели можно было свободно откинуться, расслабиться и отдохнуть: например, в перерывах между обходами гостей на светском приеме или танцами.
Каминные кресла французского двора
Названия шоффез и крапо сегодня известны лишь специалистам мебельной отрасли, а принцип многократно повторяется в конструкциях кресел для ресторанов, кафе, бистро, офисов и конференц-залов.
- Изначально chauffeuse – каминная модель небольшой высоты со сплошной полукруглой спинкой, призванной защитить от сквозняков. Полистайте современные каталоги: модели с полукруглой цельной спинкой занимают от трети до половины списка.
- Кресло crapaud также устанавливается у камина, но его спинка более узкая, вытянутая кверху, а основание может быть прикрыто ламбрекеном или вообще представлять собой пуф.
- На основе классических каминных кресел часто создаются барные стулья, и в этом нет ничего удивительного: не важно, где сидит человек, у огня или у барной стойки, главное, чтобы от дверей не дуло в спину.
Гораздо менее популярно в наши дни кресло marquisu: очень широкое, с невысокой массивной спинкой и вдвое укороченными ножками. Некогда красавицы французского двора умещали на такой мебели пышные многоярусные юбки (до 1,5 м в диаметре по подолу!) В современной отельной и ресторанной практике маркиз почти не используется, так как сидеть на нем, мягко говоря, неудобно; разве что в холлах может стоять пара таких кресел, больше для красоты, чем для практического применения.
Мебель для настоящих джентльменов
Яркий английский вклад в мебельную индустрию – кресла честерфилд. Примерно в середине XVIII века граф Честерфилд IV Филип Стенхоуп заказал мастерам-мебельщикам «джентльменское» кресло, удобное и не мнущее одежду. Результатом стала хорошо знакомая всем ценителям классики модель с массивной мягкой спинкой и крупными округлыми подлокотниками, декорированная каретной стяжкой.
Для традиционного chesterfield обязателен крепеж в виде металлических гвоздей, фиксирующих обивку; современные дизайнеры часто пренебрегают этой деталью, но общий облик мебели все равно узнаваем с первого взгляда.
По следам французской и английской мебели XXVIII века
Некоторые виды кресел, рожденные два-три столетия назад, сегодня модифицировались в другие виды мягкой обстановки. Так, опять же во времена Людовика XV, в моду вошли дюшессы – «длинные кресла» для полуденного отдыха. Мягкое ложе могло быть сплошным, с двух сторон ограниченным спинками разной высоты, или сборным. Модные современные кресла с банкетками – подставками для ног, это всего лишь чуть измененные duchesse в составном варианте. А прообразом банкетки-«трилистника», которую часто используют для меблировки супермаркетов, послужило трехместное кресло андискре из эпохи Наполеона Бонапарта.
Перечень можно продолжать и продолжать…. но не всегда его пункты трактуются однозначно. Многие исторические моменты неузнаваемо изменились и забылись. Так, «ушастое» кресло с высокой спинкой в России часто называют вольтеровским. Под тем же названием известна и прямая модель с откинутой спинкой безо всяких «ушек». А настоящее кресло Вольтера экспонируется в музее Карнавале в Париже – и категорически не подходит ни под одно описание. Загадка? Да нет, все просто: у нас принято называть «вольтеровским» любое функциональное кресло, в котором можно не только отдыхать, но и работать – например, делать записи. В Великобритании, кстати, такой традиции никогда не было.
Незыблемая основа
А как же современные дизайнерские изыскания? Передовые, футуристические, порой эпатажные идеи выстраиваются все на той же исторической основе. Посмотрите на знаменитое кресло-яйцо датского дизайнера Арне Якобсена: спинка от шоффрез плюс «крылышки». Спинки и сиденья моделей на супермодных полозьях почти в точности повторяют конструкцию бержера, обеденные кресла на хромированных металлических ножках при близком рассмотрении оказываются вариацией кабриолета. И так далее.
Хорошо это или плохо? Хорошо! Зная историю создания и применения классических аналогов кресел, легче определить место и назначение мягкой мебели в интерьерах нашего времени.
Компания HoReCaSPb предлагает кресла классических, современных, эклектических моделей для ресторанов, кафе, гостиниц, офисов. Выбирайте и заказывайте!









